HomeAlone
HomeAlone
Поиск:
на HomeAlone на Народ.Ру на Яндексе

Web-дизайн

Web-мастеринг

Статьи, обзоры
Web-дизайн
Семья, дети

Литература

Ссылки

Страничка юмора

Гостевая книга

Статьи, обзоры 01.04.2001

"Помоги мне сделать это самому"

Мария Монтессори

Авторская методика итальянского педагога, психиатра и психолога, детского врача и философа Марии Монтессори (Montessori, 1870-1952) известна в мире с прошлого века. В настоящее время - это одно из самых эффективных направлений современной детской педагогики и реабилитологии. Отличительной особенностью системы Монтессори является то, что это система саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде. Мария Монтессори работала с детьми без повелительного наклонения, рассматривала педагогов как последователей-наблюдателей. Обращение ребенка к учителю: "Помоги мне сделать это самому", стало символом педагогики Монтессори.

В 1907 году итальянский инженер-миллионер выделил свои капиталы для крупномасштабного эксперимента М. Монтессори по созданию "Дома ребенка". Благодаря этому ей и удалось выйти из маленькой педагогической лаборатории, сделать свой метод достоянием всего мирового педагогического сообщества. В России первый детский сад был открыт в Санкт-Петербурге в 1913 году благодаря инициативе математика Юлии Фаусек. А в 1993 году педагогическая система М. Монтессори в нашей стране вновь начала свое возрождение.

В различных странах развивающая среда для Монтессори-школ немного разная. Могут быть использованы разные дидактические материалы, помогающие ребенку осваивать именно собственную культурную среду. Но в центре системы М. Монтессори стоит ребенок и основной принцип системы - саморазвитие ребенка, остается неизменным. Это делает систему М. Монтессори популярной для воспитания детей во всем мире. В настоящее время существует международная система подготовки Монтессори-педагогов, работающих с детьми разных возрастных категорий (от 0 до 3, от 3 до 6 и от 6 до 12 лет).

По словам редактора газеты Первое сентября Елены Хилтунен, на сегодняшний день детские сады, отдельные группы и различные Монтессори-инициативы действуют уже более чем в 60 регионах. В Москве и Московской области около 70 детских садов перешли на эту систему.

Дидактические материалы

Ассоциация Монтессори-педагогов России, созданная в 1997 году, осуществляет информационный обмен между Монтессори-группами в разных городах страны; издает и распространяет литературу, учебные и методические пособия; проводит учебные курсы и семинары; организует стажировки в Монтессори-детских садах и школах России, аккредитованных в ассоциации. При Ассоциации работает детский сад, в котором есть уникальная группа для родителей с детьми от 8 месяцев до 3 лет, где создана специальная дидактическая среда. Мамы исполняют роль помощниц. Есть группы для детей от 3 до 6 лет.

Дидактические материалы

Дети, посещающие садики Монтессори, более самостоятельны потому, что вся Монтессори-среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься самостоятельно. Ему приходится постоянно выбирать, чем сейчас заняться. Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ только ему, своей абсолютно уникальной жизнью, в соответствии со своими способностями и интересами. Ребенок не ждет, когда ему дадут какое-нибудь задание или покажут, как надо что-то делать. Он смело знакомится с предметами, осваивает их, пытается понять, для чего они предназначены. При этом дети легко просят взрослого рассказать для чего это нужно, что с этим делать. Дидактические материалы ставятся на низкие полочки в детском саду, чтобы ребенок мог взять их самостоятельно.

Дидактические материалы

По теории Монтессори мир детей и мир взрослых - это совершенно разные миры. Детскому миру присуще наличие так называемых сенситивных (т.е. наиболее восприимчивых) периодов восприятия мира. Эти периоды во взрослом состоянии уже никогда не повторяются. Возрастные ограничения сенситивных периодов корректируются индивидуальными особенностями развития ребенка. Для взрослого очень важно определить, какой этап переживает ребенок, и помочь ему овладеть необходимой деятельностью в наилучший для него период. Подробнее о термине "сенситивность" и "сенситивном возрасте" читайте на сайте Ricor.ru.

Дети на занятиях

В настоящее время наблюдается тенденция на сближение педагогической и врачебной деятельности. В Центре, возглавляемом Т. Хельбрюгге (Мюнхен, Бавария) активно используется практика совместного воспитания нормальных и аномальных детей. Здесь, согласно сенсомоторному методу М. Монтессори, получившему распространение в медицинской практике как "индивидуальная терапия по Монтессори", дети в возрасте от трех до шести лет с отклонениями в психомоторном и социальном развитии выполняют простые упражнения, имеющие смысл в домашнем хозяйстве. Дети, выполняющие действия с материалом М. Монтессори, не испытывают внешнего давления, принуждения в виде оценок, контроля со стороны взрослого.

Исследованием воздействия Монтессори-материала на детей с различными диагнозами занимается и санкт-петербургский врач Наталья Андрющенко. Монтессори-терапия не заменяет другие медицинские воздействия, но, находясь на стыке педагогики и медицины, в ряде случаев дает неожиданный результат. Смысл методики в том, чтобы найти те "точки роста", которые не поражены болезнью и с которых может начаться, медленное восхождение к развитию. Вопросы изучения, обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью рассматриваются на сайте Mailavpu.pomorsu.ru. Данные по физическому, психическому и моторному развитию детей до 1 года вы найдете на страничке сайта Raduga-birth.

Девочка игает

Главная опасность для развития детей, по мнению педиатра Т. Хельбрюгге, состоит не в нарушениях питания и инфекционных болезнях, а в психосоциальных проблемах. Все большее количество детей имеют диагноз "социоз": ребенок обнаруживает болезненное общение, проявляющееся в таких симптомах, как социальная апатия - нарушение привязанности к близким людям; агрессия - нападение на других детей, нанесение ударов, укусы, царапанье и т.д.; провокация - стремление вызвать агрессию окружающих по отношению к себе. Статьи, советы по проблемам воспитания детей, детской психологии и др. есть на сайтах Baby.Ru, Losharik, Практическая психология, Родительский дом. На сайте Каждый ребенок имеет талант вы можете получить консультацию психолога, а Развивающие истории для детей помогут вам в полезном общении с ребенком.

С методиками раннего развития детей вы можете познакомиться на сайтах Kids and Computers, Центр "МИР детей", Созидание талантов, Развивающие методики для детей, Детки и предки, на странице Елены Даниловой. Новости медицины, пособие по воспитанию и уходу за детьми от 0 до 2-х лет, обзор литературы для родителей есть на сайте Семейное воспитание. Семье и Детству посвящен раздел в клубе Человеки. Краткая характеристика педагогики М. Монтессори дана на сайте Московского Центра Монтессори. Школе Монтессори посвящены разделы в электронных женских журналах Ежевичка и Веста.

В школе

Об истории развития системы М. Монтессори, последователях метода, о школах в разных странах мира, о последних событиях в Монтессори-сообществе, все это вы можете узнать на сайтах Американского общества Монтессори, Международной Ассоциации Монтессори (Association Montessori Internationale) AMI, Международного Общества Монтессори (Home Page International Montessori Society) IMS, на сайте Монтессори-публикаций Montessori Publications. Сайт Montessori Teachers Collective (Коллектив учителей Монтессори) представляет онлайновое общество, объединяющее в единое кольцо бесплатные Монтессори-школы. Здесь вы найдете список школ Монтессори, присоединившихся к кольцу, по всему миру с кратким описанием и контактной информацией. Для желающих присоединиться к кольцу предлагается инструкция и помощь в создании веб-странички.

Мальчик читает

Сады и школы Монтессори. Развивающая Монтессори-среда и индивидуальный подход к каждому ребенку способствует формированию гармонично развитой личности, подготовленной к реальной жизни и легко адаптирующейся в любой ситуации. За время занятий у детей формируется стойкая мотивация к учебе и осознанному творческому труду. Во многих садах дополнительно ведутся занятия по музыкальному развитию, развитию личности, художественному творчеству, физическому воспитанию. Для учеников Монтессори-школ разработан предмет "космическое воспитание": объединение знаний ведущих наук о мире (астрономии, геологии, географии, истории, биологии, физики, химии и др.), представление целостной картины мира. Дети 5-10 лет, обучающиеся в начальной Монтессори-школе, проявляют к этому предмету особый интерес, т.к. он отвечает на главные вопросы этого возраста: откуда все взялось, что было в самом начале?

Школьники

Информация о детских садах, работающих по методике М. Монтессори: распорядок дня, условия приема, оплата, контактная информация и др. дана на сайте Аистенок. Странички московских детских садов: Наследие (школа-детский сад), Детский сад 1026 (компенсирующего вида, м. Петровско-Разумовская), Группа Монтессори в Кунцево, Вступление (м. Домодедовская). Детские сады, использующие элементы методики М. Монтессори: N 1472 (м. Фрунзенская), 183 (для детей, отстающих в развитии, существует мини-группа; м. Кузьминки), 980 (м. Теплый Стан), 471 (м. Авиамоторная). На страничках Золотая бусина (Санкт-Петербург), Regioninfo, Школа в Калуге собрана информация о школах Монтессори. В районе Теплого Стана расположен целый многопрофильный комплекс из четырех зданий - Гимназия-лицей N 109 (Ямбург-сити). В первом размещается прогимназия на базе детского сада, где несколько групп обучаются по методике М. Монтессори. Во втором здании - начальная школа (1-5 классы). В третьем - средняя школа (6-11) и лицейские классы (9-11) трех направлений: медико-биологического, физико-математического, гуманитарного. Четвертое здание занимает Центр досуга, воспитания и развития. Имеются и конюшня, ферма, клуб путешественников, владеющий своим теплоходом. Каждое лето проходят историко-археологические и экологические экспедиции по низовьям Волги. Во всем остальном Ямбург-сити соответствует стандартам государственной общеобразовательной школы.

Выбор детского сада - во многом определяет будущее ребенка. По мнению директора Московского Центра Монтессори К. Сумнительного при выборе детского сада нужно учитывать, что Монтессори-систему нельзя автоматически сочетать с другими методиками развития детей. Необходимо выяснить уровень квалификации работающих в группе педагогов, желательно, чтобы они имели свидетельство или диплом о соответствующем образовании. Воспользуйтесь так же советами на сайте "Раннее развитие детей" Веселой. Рейтинги детских садов проводятся на сайтах Baby Бум, 7ya.ru. Найти ответы на многие вопросы вам поможет Семейный советник. Обсудить вопросы развития, обучения, воспитания детей вы можете в Родительском клубе, на конференции, чате для родителей и тех, кто готовится ими стать, форуме по раннему развитию детей на Nanya.ru.

Об играх по Монтессори можно узнать на страничках Интеллектуальные игры, Игры для деток, Развивающие игры, на домашней страничке Нади Нечаевой. На сайте Natural Math описаны игры с цветными изображениями. В этих играх используются принципы занятий Монтессори: игры основаны на стремлении детей к порядку и организации. При этом используются самокорректирующиеся материалы, которые делают любую ошибку очевидной. Детям сложные изображения обычно интереснее, чем простые, a значащие картинки интереснее, чем бессмысленные. Поэтому, в добавление к классическим прямоугольникам разного цвета по Монтессори, предлагаются изображения животных с такими же цветовыми градациями. Ребенок занимается сортировкой карточек от самого простого варианта: три пары карточек основных цветов (красный, синий, желтый), до сортировки карточек, отличающихся уже по трем признакам - картинка, цвет, и тон. Предлагается интересная (для старших детей и для родителей это так же увлекательно) идея трехмерной сортировки. А еще можно написать названия цветов на обратной стороне карточек и перевернув, например, синюю и красную карточки словами вверх, предложить малышу "угадать", где красная. Так и читать можно научиться. Можно изготовить карточки с еще большим количеством атрибутов (скажем, цвет, тон, форма, размер), на темы, интересные вашему малышу (с персонажем из любимого мультфильма). Инструкции по изготовлению детских настольных и развивающих игр так же есть на сайте Сборник игр для детей. Игровая образовательная коллекция собрана на сайте Через Игру к Совершенству.

Обложка книги

Интернет-магазины развивающих игр и игрушек. Монтессори-материалы можно приобрести в интернет-магазине Montessori Material. Полный комплект Монтессори-материалов представлен в каталоге фирмы Nienhuis, признанного и старейшего производителя этого материала. Рамки Монтессори, вкладыши, пазлы, равновески, книги, рекомендации психологов по выбору игрушек, описание развивающих игр, методик и др., все это вы найдете в интернет-магазинах Умная игрушка, Развивающие игры для детей, Магазине детских игр и игрушек, Детские развивающие игры, Виртуальном Детском Мире.

Ознакомиться с системой Монтессори вам помогут книги и публикации, посвященные этой теме. Загрузить электронные варианты книг о детях можно с сайта Solo.kemsu.ru и из Электронной библиотеки Московского Центра Монтессори. Фотографии, портреты Марии Монтессори представлены в фото-коллекции Corbis.com.


Народ.Ру
© 2001 "Home Alone" Project Designed by A&B Design Team Hosted by Narod.ru
Hosted by uCoz